Метод сопоставимой рентабельности (МСР): пример по продаже товаров
- метод сопоставимости рыночных цен (СРЦ, CUP)
- метод цены последующей реализации (ЦПР, RPM)
- затратный метод (CPM)
- метод сопоставимой рентабельности (МСР, TNMM)
- метод разделения/распределения прибыли (PSM).
Поиск, выбор и обоснование наиболее подходящего метода является залогом формирования качественной документации по ТЦО, отвечающей требованиям законодательства.
Краткое описание МСР
При применении 4-го метода сопоставимой рентабельности, производится сравнение уровня операционной прибыли контролируемой сделки с операционной прибылью независимых компаний, которые формируют выборку сопоставимых сделок. В большинстве случаев операционная рентабельность не так сильно зависит от цены, как это происходит с валовой рентабельностью затрат или продаж. На уровень операционной прибыли существенное влияние оказывают различия выполняемых функций сторон сделок, а также удельные затраты. Предполагается, что такая разница как раз и отражается в операционных расходах (расходы на продажу, административные расходы и т.д.), поэтому, расчет цены по принципу вытянутой руки с использованием МСР является относительно косвенным по сравнению с традиционными методами оценки сделок. Например, некоторые качественные характеристики, такие как эффективность управления, могут более/менее интенсивно влиять на уровень операционной рентабельности чем на валовую рентабельность затрат или продаж. Соответственно, при применении метода сопоставимой рентабельности в описании контролируемой сделки, эти факторы должны быть приняты во внимание.
Подводя итог, можно полагать, в случаях небольших различий в функциях, выполняемых зависимыми и независимыми компаниями, результаты МСР являются надежными и применяемые показатели данного метода не подвержены существенным отклонениям.
Для понимания алгоритма действий при подготовке документации по трансфертному ценообразованию, рассмотрим пример.
Предполагается, что компания А производит продукт х, используя оригинальную технологию, разработанную ее отделом исследований и разработок. Компания A также несет ответственность за определение маркетинговых стратегий, включая рекламные мероприятия, касающиеся производимого продукта x. Компания A учредила 100% дочернюю компанию (компанию B) в стране U, которая отвечает за распространение продукта x в этой стране. Иными словами, компания B покупает продукт x у своей материнской компании (A) и продает его нескольким сторонним агентам в стране U в соответствии с планом продаж группы.
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ — ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕСТИРУЕМОЙ СТОРОНЫ
Для того чтобы определить показатели какой компании будут сравниваться с рыночными, необходимо определить тестируемую сторону. Компания B занимается только продажей продуктов и, очевидно, выполняет более простые и заранее определенные функции. Компания A занимается производством, исследованиями и разработками, а также выбирает сторонних поставщиков. Поэтому принятие компании B в качестве тестируемой стороны считается более уместным. На практике, для определения тестируемой стороны в соответствии с требованиями налогового кодекса необходимо проводить функциональный анализ.
ПРОЦЕСС ВЫБОРА МЕТОДА
Выбор подходящего метода первоначально требует анализ выполненных функций и рисков, принятых на себя связанными сторонами. Затем принимаются во внимание конкретные факторы, перечисленные ниже:
- Плюсы и минусы каждого метода расчета цены
- Соответствие каждого метода характеру контролируемой сделки в соответствии с бизнес-деятельностью, осуществляемой взаимозависимыми лицами
- Наличие и источник необходимых данных / информации для применения каждого метода расчета
- Сходство / сопоставимость контролируемых сделок и сделок между независимыми лицами.
По итогам анализа сделок, осуществленных зависимыми компаниями, и принимая во внимание, что компания B является единственным дистрибьютором продукта x в стране U, невозможно найти внутренние сопоставимые сделки. Кроме того, продукт x уникален, создан с использованием внутренней технологии, исследований и разработок. Таким образом, не существует внешних сопоставимых цен из доступных и надежных источников, позволяющих применять метод СРЦ.
Компания B не отвечает за проведение рекламной и маркетинговой деятельности по продвижению продукта x. В результате компания B не осуществляет уникальный и ценный вклад в формирование цены продукта. Измерение себестоимости и валовой прибыли обычно зависит от методов и принципов бухгалтерского учета, принятых каждой компанией. Кроме того, такие потенциальные внешние сопоставимые данные не могут быть получены из доступных баз данных в стране U, следовательно, невозможно рассчитать точную корректировку валовой прибыли, чтобы использовать внешние сопоставимые валовые прибыли для применения ЦПР или затратного метода.
Что касается МСР, внешнюю сопоставимую информацию об операционной прибыли можно найти в открытых доступных или платных базах данных. Анализ сопоставимости показал, что стоимость выполняемых функций компанией B тесно связана с уровнем продаж, а не с эксплуатационными расходами. Таким образом, коэффициент операционной прибыли может использоваться в качестве надежного индикатора для применения принципа вытянутой руки.
Метод распределения прибыли отклонен, потому что он часто используется в случаях трансграничных контролируемых сделках, высоко интегрированных, связанных с глобальной торговлей или совместными предприятиями. Деятельность проверяемой стороны (компании B) не соответствует этому виду бизнеса.
ПРИМЕНЕНИЕ МСР
Небольшие различия в функциях сделок, выполняемых зависимыми и независимыми компаниями, не влияют на показатели операционной прибыли и надежность МСР. При использовании 4 метода МСР ТЦО допускается использовать следующие показатели уровня рентабельности:
- Операционная рентабельность продаж (операционная прибыль / продажи). Этот показатель считается подходящим, если признается, что значение функций, выполняемых зависимым покупателем товаров, соотносится с уровнем доходов.
- Операционная рентабельность от общих затрат (операционная прибыль / затраты). Этот индикатор проверяет контролируемые сделки со стороны продажи и предполагает, что выполняемые покупателем функции не отражаются на операционных затратах.
- Валовая рентабельность затрат. Этот метод подходит для случаев, когда внутригрупповая сделка связана с эксплуатационными расходами, но существенно не зависит от стоимости проданного продукта.
Выбор показателя рентабельности основывается на результатах анализа сопоставимости сделок в сочетании с используемыми активами и рисками, принимаемыми проверяемой стороной. Выбранный индикатор должен точно представлять значение выполняемой функции. В этом контексте первое соотношение (операционная рентабельность продаж) обычно выбирается перепродающими компаниями, второй показатель используется производственными или сбытовыми компаниями, а третье соотношение соответствует функциям, выполняемым посредническими агентами или поставщиками услуг.
Что касается тестируемой стороны нашего случая (компания B), коэффициент операционной рентабельности продаж дает стабильные результаты и способствует применению принципа вытянутой руки. Такой же коэффициент рассчитывается для интервала сопоставимых сделок независимых компаний. Следует отметить, что полученные и уплаченные проценты, налог на прибыль и внереализационные прибыли / убытки, как правило, исключаются при определении операционной рентабельности предприятия.
Если операционная рентабельность продаж компании B соответствует рентабельности сопоставимых независимых компаний, принятая ценовая политика и контролируемые сделки считаются соответствующими принципу вытянутой руки. В противном случае корректировка налогооблагаемой прибыли и пересмотр ценовой политики просто необходимы.
Заключение
МСР обычно выбирается многонациональными предприятиями (МНП), потому что метод:
- Не оказывает существенного влияния на стандарты бухгалтерского учета, принятые сопоставимыми компаниями.
- Является односторонним, т.е. соответствие проверяется только для одной связанной стороны, участвующей в контролируемых сделках.
- Обеспечивает гибкость расчета показателей, т.е. на основе выполняемых проверяемой стороной функций, может быть рассчитано несколько показателей рентабельности.
- Прост в расчетах, коэффициенты соответствуют известным показателям, используемым в области финансового анализа.
- Может обеспечить надежные результаты, несмотря на незначительные различия в выполняемых функциях и рисках, принимаемых зависимыми и независимыми компаниями.
Однако в соответствии с ключевыми принципами налогового кодекса, МСР является косвенным методом по сравнению с традиционными методами трансфертного ценообразования. Следовательно, процесс исключения применимости CUP, RPM и CPM должен быть обоснован неопровержимыми фактами.
Добавить комментарий