Метод сопоставимой рентабельности (МСР): пример по продаже товаров

Правила трансфертного ценообразования (TЦО) были введены для регулирования сделок, совершаемых зависимыми компаниями. Построение эффективной системы ТЦО представляет интерес в тех случаях, когда связанные стороны создаются в разных странах или юрисдикциях. В таких случаях различные ставки и режимы налогообложения группы в целом, могут мотивировать к перераспределению прибыли, что приводит к размыванию налоговой базы. Основная концепция, лежащая в основе правил TЦО — принцип вытянутой руки последовательно рассматривает каждый из 5 методов: метод сопоставимости рыночных цен (СРЦ, CUP), метод цены последующей реализации (ЦПР, RPM), затратный метод (CPM), метод сопоставимой рентабельности (МСР, TNMM) и метод разделения прибыли (PSM). Поиск, выбор и обоснование которого является залогом эффективного формирования ТЦО.

Краткое описание МСР

Согласно методу сопоставимой рентабельности, уровень операционной прибыли, получаемой от контролируемой сделки, сравнивается с операционной прибылью, получаемой независимыми компаниями, которые заключают сопоставимые сделки. В большинстве случаев операционная прибыль не так сильно зависит от цены, как это происходит с валовой прибылью затрат или продаж. Таким образом, расчет цены по принципу вытянутой руки с использованием МСР является относительно косвенным по сравнению с традиционными методами транзакций. Также, на уровень операционной прибыли может влиять различие в функциях, выполняемых сторонами сделок. Однако обычно предполагается, что эта разница отражается на операционных расходах (расходы на продажу, административные расходы и т. д.).
Отмечается, что некоторые качественные факторы, такие как эффективность управления, могут более интенсивно влиять на уровень операционной маржи, чем валовая маржа затрат или продаж. При рассмотрении метода сопоставимой рентабельности эти факторы должны быть приняты во внимание. Подводя итог, можно сказать, что результаты МСР являются надежными и не подвержены существенным колебаниям в случаях небольших различий в функциях, выполняемых зависимыми и независимыми компаниями.

Тематическое исследование

ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ

Предполагается, что компания А производит продукт х, используя оригинальную технологию, разработанную ее отделом исследований и разработок. Компания A также несет ответственность за определение маркетинговых стратегий, включая рекламные мероприятия, касающиеся производимого продукта x. Компания A учредила 100% дочернюю компанию (компанию B) в стране U, которая отвечает за распространение продукта x в этой стране. Иными словами, компания B покупает продукт x у своей материнской компании (A) и продает его нескольким сторонним агентам в стране U в соответствии с планом продаж группы.

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ — ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕСТИРУЕМОЙ СТОРОНЫ

Для определения тестируемой стороны необходимо разработать обоснование. Компания B занимается только продажей продуктов и, очевидно, выполняет более простые и заранее определенные функции. Компания A занимается производством, исследованиями и разработками, а также выбирает сторонних поставщиков. Поэтому принятие компании B в качестве тестируемой стороны считается более уместным.

ПРОЦЕСС ВЫБОРА МЕТОДА

Выбор подходящего метода первоначально требует анализ выполненных функций и рисков, принятых на себя связанными сторонами. Затем принимаются во внимание конкретные факторы, перечисленные ниже:

  • Плюсы и минусы метода расчета цены длины каждой руки,
  • Адекватность каждого метода характеру контролируемой сделки в соответствии с бизнес-деятельностью, предпринимаемой взаимозависимыми предприятиями
  • Наличие необходимых данных / информации для применения каждого метода расчета
  • Сходство / сопоставимость контролируемых транзакций и транзакций между независимыми лицами.

Изучая сделки, выполненные обеими связанными компаниями, и принимая во внимание, что компания B является единственным дистрибьютором продукта x в стране U, невозможно найти внутренние сопоставимые транзакции. Кроме того, x уникален, создан с использованием внутренней технологии исследований и разработок. Таким образом, не существует внешних сопоставимых цен из доступных и надежных источников, позволяющих применять метод СРЦ.
Компания B не отвечает за проведение рекламной и маркетинговой деятельности по продвижению продукта x. В результате компания B не предлагает уникальный и ценный вклад в определение цены продукта. Измерение себестоимости и валовой прибыли обычно зависит от методов и принципов бухгалтерского учета, принятых каждой компанией. Кроме того, такие потенциальные внешние сопоставимые данные не могут быть получены из доступных баз данных в стране U., следовательно, невозможно получить точную корректировку валовой прибыли, чтобы использовать внешние сопоставимые валовые прибыли для применения ЦПР или затратного метода.
Что касается МСР, внешнюю сопоставимую информацию об операционной прибыли можно найти в открытых доступных или подписных базах данных. Анализ сопоставимости показал, что стоимость выполняемых функций компанией B тесно связана с уровнем продаж, а не с эксплуатационными расходами. Таким образом, коэффициент операционной прибыли может использоваться в качестве надежного индикатора для пересмотра принципа вытянутой руки.
Метод разделения прибыли отклонен, потому что он часто используется в случаях трансграничных контролируемых транзакций, высоко интегрированных, связанных с глобальной торговлей или совместными предприятиями. Деятельность проверяемой стороны (компании B) не соответствует этому виду бизнеса.

ПРИМЕНЕНИЕ МСР

Наличие небольших различий в функциях, выполняемых зависимыми и независимыми компаниями, не влияет на показатели операционной прибыли и надежность МСР. Показатели уровня рентабельности, используемые в случае применения МСР, включают в себя:

  • Операционная маржа от продаж (операционная прибыль / продажи). Этот показатель считается подходящим, если признается, что значение функций, выполняемых зависимым покупателем товаров, соотносится с уровнем доходов.
  • Операционная маржа от общих затрат (операционная прибыль / затраты). Этот индикатор проверяет контролируемые сделки со стороны продажи и предполагает, что выполняемые покупателем функции не отражаются на операционных затратах.
  • Валовая маржа по операционным расходам. Этот метод подходит для случаев, когда внутригрупповая транзакция связана с эксплуатационными расходами, но существенно не зависит от стоимости проданного продукта.

Выбор показателя прибыли основывается на результатах анализа сопоставимости в сочетании с используемыми активами и рисками, принимаемыми проверяемой стороной, выбранный индикатор должен точно представлять значение выполняемой функции. В этом контексте первое соотношение (операционная рентабельность продаж) обычно выбирается перепродающими компаниями, второй показатель используется производственными или сбытовыми компаниями, а третье соотношение соответствует функциям, выполняемым посредническими агентами или поставщиками услуг.
Что касается тестируемой стороны нашего случая (компания B), коэффициент операционной маржи по продажам дает стабильные результаты и способствует пересмотру принципа вытянутой руки. Такой же коэффициент рассчитывается для окончательного набора сопоставимых сделок или компаний. Следует отметить, что полученные проценты, уплаченные проценты, налог на прибыль и внереализационные прибыли / убытки, как правило, исключаются при определении операционной прибыли предприятия.
Если операционная рентабельность продаж компании B приближается к соответствующей маржинальной рентабельности сопоставимых независимых компаний, принятая ценовая политика и контролируемые сделки считаются соответствующими принципу вытянутой руки. В противном случае корректировка налогооблагаемой прибыли и пересмотр ценовой политики просто необходимы.

Заключение

МСР обычно выбирается многонациональными предприятиями (МНП), потому что:

  • Это не оказывает существенного влияния на стандарты бухгалтерского учета, принятые сопоставимыми компаниями.
  • Это односторонний метод, поэтому соотношение проверяется только для одной связанной стороны, участвующей в контролируемых транзакциях.
  • Это гибкость расчета показателей, учитывая, что на основе функций, выполняемых проверяемой стороной, могут использоваться несколько показателей рентабельности.
  • Расчеты просты и соответствуют известным коэффициентам, используемым в области финансового анализа.
  • Это может обеспечить надежные результаты, несмотря на незначительные различия в выполняемых функциях и рисках, принимаемых зависимыми и независимыми компаниями.

Однако в соответствии с руководящими принципами Налогового кодекса, МСР является косвенным методом по сравнению с традиционными методами трансфертного ценообразования. Следовательно, процесс отклонения CUP, RPM и CPM должен быть обоснован неопровержимыми фактами.

Метки:

Оставить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

  Подписаться  
Уведомление о