Как определить удельную стоимость единицы продукции
Ранее мы уже говорили про удельные затраты и определение безубыточной цены с их помощью, в данной статье речь пойдет про вариации расчета удельной стоимости единицы продукции.
Так вот, после того как мы определили переменные и постоянные затраты в стоимостном выражении, необходимо определиться с натуральными единицами измерения готовой продукции, услуг, работ. Это могут быть тонны топлива, гигакалории тепловой энергии, мегаватты/киловатты электроэнергии и прочие показатели. Когда речь идет о товаре, определить условную единицу проще, сложности появляются в сфере услуг, работ. В этих случаях для расчета удельных затрат применяются такие показатели, как количество рабочих часов на клиента либо количество моточасов оборудования.
Для расчета себестоимости единицы продукции нам необходимо определить точные значения показателей:
- Итого постоянные затраты за период
- Итого переменные затраты за период
- Общее количество произведенных условных единиц за период
На практике формула удельной стоимости выглядит как для типичной производственной среды:
Вариации расчета удельной стоимости
При расчете себестоимости единицы продукции в управленческом учете обычно игнорируются постоянные затраты, поскольку предприятие не может контролировать их уровень на единицу готового продукта. При этом, чтобы максимизировать прибыль, основной целью является — контроль и минимизация переменных затрат.
Например, если компания покупает новое дорогостоящее ИТ-оборудование для оптимизации продаж и административных функций, то включение этих капитальных покупок в формулу себестоимости приведет к увеличению общей стоимости единицы в определенный период, что с экономической точки зрения не совсем целесообразно, поскольку с учетом наличия данного оборудования, эффективность компании будет проявляться и в остальные периоды деятельности.
Анализ себестоимости и безубыточности
Анализ себестоимости единицы продукции — это простой способ для расчета и контроля рентабельности компании.
Если себестоимость единицы продукции, включая постоянные и переменные расходы, рассчитывается как 5 денежных единиц (ДЕ) за единицу, то продажа единицы за 6 ДЕ дает прибыль в размере 1 ДЕ за каждую продажу. И наоборот, цена продажи в 4 ДЕ приводит к убыткам в размере 1 ДЕ, хотя такой анализ не учитывает реальную рыночную активность компании.
Например, выгодная цена продукта составляет 7,25 ДЕ. Если этот продукт вообще не продается, он принесет убытки. При этом, убыток будет составлять 5 ДЕ за единицу, а также возможны дополнительные расходы на обратную доставку и утилизацию. Переоценка стоимости товара в 4 ДЕ может привести к потере всего в 1 ДЕ на единицу стоимости, и, если продукт продается по этой цене — можно избежать бОльших потерь.
Как правило, при определении стратегии продаж и формировании продажной цены своей продукции компании учитывают влияние различных факторов, при этом анализируют все постоянные и переменные расходы, оценивают величину рисков при разных вариантах.
• Определение удельных затрат и безубыточной цены важно для расчета себестоимости продукции.
• Натуральные единицы измерения (тонны топлива, гигакалории, мегаватты) важны для расчета удельных затрат.
• В сфере услуг и работ используются показатели, такие как количество рабочих часов или моточасов оборудования.
• В управленческом учете обычно игнорируются постоянные затраты при расчете себестоимости единицы продукции.
• Цель максимизации прибыли — контроль и минимизация переменных затрат.
• Анализ себестоимости и безубыточности помогает рассчитать и контролировать рентабельность компании.
• Выгодная цена продукта может быть определена с учетом анализа себестоимости и безубыточности.
• При определении стратегии продаж и формировании продажной цены компании учитывают различные факторы и риски.
Добавить комментарий